Сегодня на рынке подводного снаряжения представлено огромное разнообразие фонарей различных производителей. Рассматривая их названия и параметры на витрине магазина, видишь примерно одинаковые цифры и схожие конструктивные решения. И большинство покупателей просто делают свой выбор «от фонаря». Но, как показывает практика, одинаковая мощность и заявленная яркость у различных моделей не является гарантией их одинаковой эффективности под водой! Давайте попробуем разобраться в технических особенностях, которые необходимо учитывать при выборе и покупке современных фонарей.
Условия погружений
В дайвинге фонари используются практически всегда. Даже в яркий солнечный день, в самой прозрачной воде на глубине более 20 метров подводный мир резко теряет свои краски, но это легко можно исправить с помощью небольшой подсветки. На коралловом рифе всегда есть "пещерки ”, "гротики”, "столбики”, которые без фонаря просто не рассмотришь хорошенько! Фонари для дневных погружений должны, в первую очередь, давать сконцентрированный яркий луч, фактически выполняя роль указки. А во время ночных погружений желательно, чтобы фонарь имел еще и широкий угол освещения. Кроме того, для ночных погружений используется, как правило, два источника света – основной и резервный. В качестве основных обычно используются большие фонари, с широким лучом, с пистолетной или утюговой рукояткой. Резервный же фонарь обычно выбирается из числа компактных, удобно помещающихся в карман компенсаторов плавучести моделей. Как правило, во время дневных погружений используется именно такой фонарь.
Кроме того, погружения могут совершаться в условиях плохой видимости, которые часто напоминают езду на автомобиле в сильный туман. Только в случае легковых машин эту проблему решают противотуманные фары, а вот как быть в дайвинге?
Наконец, вода может быть теплой или холодной, или даже с меняющейся температурой в ходе одного и того же погружения. Влияет ли это на качество работы подводных светоносителей?
Для начала, давайте, определим главные требования, которые предъявляются сейчас к любому фонарю:
1) большое время непрерывной работы от одного комплекта батарей;
2) максимально возможная яркость;
3) максимально возможная дальность светового луча;
Все эти характеристики зависят от используемых в фонаре источников света, элементов питания и конструкторских решений.
В качестве источников света в современных фонарях используются мощные светодиоды (eLED), ксеноновые лампы (Xenon) и HID-источники. Обычные лампы накаливания уже становятся экзотикой.
HID-источники и eLED дают яркий белый свет, спектр которых смещен в холодную область видимого спектра. (Рис 1)

Рис. 1. Частотный спектр eLED
Ксеноновые лампы имеют более "теплый” спектр свечения, который не только обладает существенно более низкой стоимостью, но и является ближе к естественному. Именно благодаря этому, ксеноновые фонари оказываются эффективней при погружениях в условиях плохой видимости (в пресных водоемах и в мутной морской воде). Однако они потребляют больше энергии, что уменьшает время непрерывной работы таких фонарей по сравнению с HID и LED- аналогами.
Светодиодные фонари eLED имеют ряд преимуществ. Низкое энергопотребление светодиодов позволяет существенно продлить время непрерывной работы от одного комплекта элементов питания. Кроме того, срок службы такой лампы в 30 раз больше, чем у обыкновенной, что фактически означает, что работать она будет пожизненно. Однако для надежной работы светодиод не должен перегреваться. Нагрев уменьшает яркость светодиода и сокращает его срок службы.
Особенности фонарей компании Underwater Kinetics
И вот тут я предлагаю обратить внимание на целый ряд инновационных технических решений, заложенных в фонарях американской фирмы "Underwater Kinetics".
радиатор Прежде всего, инженеры UK разработали схему, контролирующую температуру светодиодов и сокращающую мощность при перегреве. Но похожие решения есть в фонарях и других производителей. Пожалуй, больший эффект инженерам UK удалось достичь благодаря изобретению специального радиатора (Рис 2) для отведения тепла от светодиода в окружающую среду. Вода служит эффективным охладителем, который не позволяет перегреваться источнику света.

Рис 2. Система "Lumen Booster”
Благодаря такой конструкции температура диода всего на 5 градусов больше температуры воды, в то время, как в фонарях других производителей это значение может достигать 50-1000
Это позволяет фонарям производить еще более яркий свет, причем за счет лучшего охлаждения под водой, свет на 40% ярче, чем на воздухе. Эта запатентованная техническая находка получила название
Lumen Booster.
Многие производители, пытаясь решить вопрос с теплоотводом, прибегают к "очевидному” на первый взгляд решению – простому изготовлению корпуса фонаря из металла. Легкий, алюминиевый корпус, отводящий тепло – казалось бы, что может быть проще. Но не тут то было! Если охлаждение лампы - это хорошо, то охлаждение источников питания ведет к их быстрому разряду.
Поэтому для своих фонарей компания UK использует пластиковые корпуса, но с дополнительной хитростью, получившей название
Теплосберегающая система TRS.

Рис 3. Теплосберегающая система TRS
Инженеры UK спрятали внутри пластикового корпуса батарейного отсека металлический экран-радиатор, который также как и радиатор системы Lumen Booster, позволяет отводить избыточное тепло от светодиода, но подогревает батарейный отсек.
Проведенные испытания системы TRS дали очень убедительные результаты в пользу фонарей UK. Во время теста при температуре -300C фонарь UK 4AA eLED CPO продержался практически 6 часов с неизменной яркостью и лишь затем она упала до 80 люмен. Фонари некоторых других производителей просто отказывались работать в таких условиях. Поэтому, если Вы активно практикуете зимние, подледные погружения, присмотритесь к фонарям UK с "самоподогревом”.
При разработке конструкции отражателей специалисты UK предложили новую систему бокового расположения светодиодов (SIDE OPTICS). Такое расположение позволяет сконцентрировать луч на 85% вместо стандартных 65% при обычном фронтальном расположении лампы и рефлектора. Это дает мощный направленный центральный пучок света, при незначительной боковой подсветке. Попробуйте сами! Включите фонарь и начните смотреть в отражатель сначала под углом. Затем медленно поворачивайте луч света на ваше лицо. Вы не будете ослеплены, пока луч не будет направлен непосредственно Вам в глаза. Сравните это с любым другим фонарем, и вы увидите разницу.


Рис 4. Новая система SIDE OPTICS бокового расположения светодиодов.
Для маленьких резервных фонарей была также предложена и запатентована новая система сведения луча при центральном расположении диода. Система получила название CPO. Луч, испускаемый белым диодом, отражается в сложном рефлекторе и обеспечивает лучшую концентрацию.
Обе эти системы обеспечиваю повышенную проникающую способность света, и позволяют фонарям эффективно работать в тумане, при задымлениях или под водой в условиях плохой видимости.
Специалисты UK не оставили без внимания и свои фонари с ксеноновыми лампами.
Резервная лампа или Лампа высокой мощности (в аккумуляторных фонарях) Лампа в рабочем положении Если светодиодные источники света, практически "вечные” и не перегорают, то ксеноновые лампа время от времени требуют замены. Если такая лампа перегорает у Вас под водой, и Вы по каким-то причинам остались без света (запасной фонарь, например, забыли зарядить или просто потеряли), то Вам придется, вероятно, смириться с этим и прервать погружение. Именно для таких случаев специалистами UK была предложена система двойной лампы
(Twin Lamp Shuttle) по типу "ближнего” и "дальнего” света автомобильных фар. Замена сгоревшей лампы может быть проведена прямо во время погружения.

Рис 5. Система двойной лампы.
Технические характеристики фонарей UK
Фирма UK выпускает широкую линейку подводных светодиодных и ксеноновых фонарей (табл.1-4). Кроме того, каждая модель фонаря имеет несколько цветовых решений, а модели основных фонарей могут комплектоваться рукоятками двух типов – пистолетной или утюговой.
Подводные eLED-фонари основного типа
Таблица 1. |
Cannon eLED |
C8 eLED |
C4 eLED |
Aqua Sun eLED Rechargeable |
Подводные eLED-фонари основного типа |
|
|
|
|
Тип фонаря: |
Основной |
Основной |
Основной |
Основной |
Тип элементов питания: |
8 шт. тип С/LR14, или NiCad |
8 шт. тип С/LR14 |
4 шт. тип С/ LR14 |
NiCad |
Время непрерывной работы, ч: |
|
|
|
|
в режиме полной мощности |
9 |
13,9 |
8 |
2 |
в режиме 1/2 мощности |
14 |
19.7 |
15,9 |
|
Световой поток (яркость), лм : |
|
|
|
|
в режиме полной мощности |
825 |
400 |
275 |
825 |
в режиме 1/2 мощности |
530 |
270 |
190 |
|
Дальность светового луча, м: |
|
|
|
|
в режиме полной мощности |
158 |
150 |
100 |
42 м |
в режиме 1/2 мощности |
131 |
122 |
92 |
|
Габариты, см: |
18.54 x 18.03 x 8.13 |
18.29 x 18.03 x 8.13 |
17.27 x 14.22 x 8.13 |
18.54 x 8.13 x 18.03 |
Вес: |
1.02 кг |
1.02 кг |
0,7 кг |
1.09 кг |
Максиммальная глубина: |
150 м |
150 м |
150 м |
150 м |
Цвет корпуса: |
черный/желтый |
черный/желтый |
черный/желтый |
черный/желтый |
Система "Lumen Booster" |
да |
да |
да |
да |
Система "SIDE OPTICS" |
да |
да |
да |
да |
Подводные ксеноновые фонари основного типа
Таблица 2. |
D8 Xenon |
C8 Xenon |
C4 Xenon |
Подводные ксеноновые фонари основного типа |
|
|
|
Тип фонаря: |
Основной |
Основной |
Основной |
Тип элементов питания: |
8 шт. тип D/ LR20 |
8 шт. тип С/ LR14 |
4 шт. тип С/ LR14 |
Время непрерывной работы, ч: |
|
|
|
от алкалиновых батарей: |
7...10 |
4…5 |
4…5 |
от аккумулятора: |
2 |
2 |
2,5 |
Световой поток (яркость), лм : |
|
|
|
в режиме полной мощности |
1255 |
638 |
278 |
в режиме 1/2 мощности |
360 |
355 |
138 |
Дальность светового луча: |
184 м |
162 м |
129 м |
Габариты, см: |
21.84 x 10.92 x 19.81 |
16.76 x 14.22 x 8.13 |
8.13 x 14.22 x 16.76 |
Вес: |
1.93 кг |
992 гр |
720 гр |
Максиммальная глубина: |
152 м |
152 м |
152 м |
Цвет корпуса: |
черный/желтый |
черный/желтый/синий |
черный/желтый/синий |
Система "Twin Lamp Shuttle" |
да |
да |
да |
Подводные eLED фонари резервного типа
Таблица 3. |
Mini Q40 eLED® Plus |
SL3 eLED |
SL4 eLED |
Super Q® eLED® Rechargeable |
Подводные eLED фонари резервного типа |
 |
 |
 |
 |
Тип фонаря: |
резервный |
резервный |
резервный |
резервный |
Тип элементов питания: |
4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA, или Nicad или NiMH аккумуляторы тип AA/LR6 |
3шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 / AM2 Cells |
4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 |
Литиевый аккумулятор / 2 шт литиевых батарей тип 123 |
Время непрерывной работы, ч: |
|
|
|
|
от алкалайновых батарей |
4-5 |
32 |
10 |
|
от литиевых батарей |
9-10 |
|
|
4 |
Световой поток (яркость), лм : |
77 |
125 |
400 |
90 |
Дальность светового луча, м: |
99.97 |
120.09 |
189.59 |
124.05 |
Габариты, см: |
16.51 x 4.06 x 3.56 |
19.05 x 5.08 x 5.08 |
15.75 x 3.81 x 4.32 |
11.18 x 3.81 x 3.56 |
Вес, гр: |
170.10 |
368.54 |
425.81 |
99.22 |
Максиммальная глубина, м: |
152.40 |
152.40 |
152.40 |
152.40 |
Цвет корпуса: |
черный/желтый |
черный/желтый |
черный/желтый/белый |
черный/желтый |
Система "CPO" |
|
да |
|
да |
Система "TRS" |
|
да |
|
да |
Подводные ксеноновые фонари резервного типа
Таблица 4. |
Mini Q40 Xenon |
SL4 Xenon |
SL6 Xenon |
Подводные ксеноновые фонари резервного типа |
 |
 |
 |
Тип фонаря: |
резервный |
резервный |
резервный |
Тип элементов питания: |
4 шт. акалайновые или литиевые батареи тип AA/LR6 |
4шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 |
6шт. акалайновые батареи тип С/ LR14 |
Время непрерывной работы, ч: |
|
|
|
от алкалайновых батарей |
4-5 |
4-5 |
4-5 |
от литиевых батарей |
9-10 |
|
|
Световой поток (яркость), лм : |
38 |
113 |
201 |
Дальность светового луча, м: |
94.79 |
245.06 |
289.86 |
Габариты, см: |
16.51 x 4.06 x 3.56 |
15.75 x 3.81 x 4.32 |
20.83 x 3.81 x 4.32 |
Вес, гр: |
153.09 |
425.24 |
609.51 |
Максиммальная глубина, м: |
152.40 |
152.40 |
152.40 |
Цвет корпуса: |
черный/желтый.синий |
черный/желтый.синий |
черный/желтый.синий |
Итак, именно инновационные технические решения делают фонари UK одними из самых продвинутых фонарей в мире! И их широко используют не только дайверы. Фонари UK стоят на вооружении служб спасения, используются пожарными, горняками, спелеологами и др. Высококачественные материалы, безупречное качество сборки, продуманные технические решения и современные технологии – вот что сегодня выгодно отличает фонари этой марки!
Автор статьи: Сергей Кузнецов, технический специалист, отдел инноваций и внедрения компании «Акватекс